Найдите компромисс. Есть современные художники, которые закладывают смысл в довольно эстетичной форме. Тот же Бэнкси делает это часто с изяществом. Ведь его девочка с шариком так хороша!
Точка входа: как понять и полюбить современное искусство
В рамках рубрики «Точка входа» мы разбираем, как подступиться к новым сферам знания и попробовать что-то непривычное для себя. В этот раз постоянный автор «Цеха», а также по совместительству художник и куратор Ольга Дерюгина собрала несколько советов о том, как научиться понимать современное искусство.
Современное искусство овеяно большим количеством мифов. Например, есть такой стереотип: нужно прочитать тонну книжек, чтобы понять его. Вернее — овладеть «дискурсом», что называется. И все же, искусство можно смотреть, не вдаваясь в терминологию арт-критики.
Свое знакомство с современным искусством стоит начать не с книжек, а с посещений выставок и публичной программы, приуроченной к музейным или галерейным событиям. Решив отправиться в один из центров современного искусства или на биеннале, зайдите предварительно на сайт институции или проекта и изучите расписание мероприятий. Запланируйте поход на ближайшую лекцию, экскурсию, мастер-класс или встречу с художником. Попав на кураторскую экскурсию, не стесняйтесь задавать наивные или каверзные вопросы — любой автор или куратор будет только рад рассказать о произведениях подробнее, а вы сможете получить максимум информации из первых рук.
Что еще важно учесть
Не читайте списки и рейтинги. Прежде всего потому, что рейтинги нужно уметь читать и понимать, кто и с какой целью их составлял — кому это выгодно, кто оценивал художников и по каким параметрам и т. д. И главное — есть вероятность, что рейтинг может повлиять на ваше представление о том, какое искусство считать «хорошим». Как бы банально это ни звучало, на мой взгляд, важно самостоятельно нащупывать свой путь в мире искусства, слушая как можно больше мнений, но в первую очередь доверяя самому себе и вырабатывая личные критерии цепляющего, авангардного и качественного.
Проще всего на первых порах руководствоваться правилом: «если это выставлено в музее современного искусства — то это имеет отношение к современному искусству». Не то, чтобы это была универсальная истина, но в большинстве случаев работает.
Сейчас искусство на том этапе, когда все формы, жанры и способы высказывания сосуществуют друг с другом, поэтому прежние трения и хитросплетения взаимоотношений между фигуративным и абстрактным, объемом и плоскостью, реалистичностью и миром фантазий уже не кажутся столь острыми и свежими. Иными словами, вопросы сугубо эстетические часто (но не всегда) отступают на второй план, уступая место этическим дилеммам и полунаучным задачам. Не будет преувеличением сказать, что современное искусство иногда воображает себя эдаким родственником философии, уделяющим, правда, куда больше внимания чувственному. Оно задает неудобные вопросы, поднимает актуальные проблемы и учит критически мыслить. Так что если вы видите что-то красивое и приятное, велика вероятность, что это декоративное, а не современное искусство.
И упражнение со звездочкой: Сходите на встречу с самим художником и задайте ему вопросы. Такие встречи часто организуют музеи, проводя персональные выставки. Как правило, художники охотно комментируют свои работы.
Современное искусство: эмоции и факты
На протяжении многих веков художники работали в парадигме эстетики и гармонии. Вопрос красоты долгое время был основным критерием для признания художественной ценности произведений искусства. Позже к нему добавился вопрос достоверности: художники и критики начали спорить, что важнее в искусстве — красота или правда. Но после Первой мировой войны — с ее масштабом жертв и разрушений — реальность деформировалась.
Это метафизическое страдание ярко отразилось во всем искусстве ХХ века: человек — ничто, он заперт в клетке своей плоти, деформирован — разобран на части, раздавлен обстоятельствами. Такая идея полностью противоположна идеям эпохи Ренессанс, где человек — центр Вселенной, венец творения и демиург. Самыми яркими выразителями идеи деформированной реальности в ХХ веке стали представители авангардных направлений — Лондонской школы (Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд), дадаизма (Ханс Арп, Марсель Янко, Ман Рэй) и сюрреализма (Сальвадор Дали, Рене Магритт, Макс Эрнст): его предтечей называют сюрреалиста XV века Иеронима Босха (ок. 1450–1516), который извлекал фантасмагорические образы из глубин подсознания.
Однако понятие «современное искусство» — contemporary art — появилось только в 70-х годах ХХ века. Хотя мнения теоретиков на этот счет расходятся, в данном случае можно сослаться на авторитет представителей крупнейших аукционных домов. Так, Sotheby’s определяет произведения искусства, датируемые 1945–1970 годами как «ранние современные», а после 1970-го — как «современные». Этим же определением пользуется аукционный дом Сhristie’s, помещая более ранние работы 1950–60-х годов в категорию «искусство XX века».
Это культурное явление не требует «раскладывания» на направления: такой подход убивает спонтанность и игру со зрителем, которые составляют очарование современного искусства. Оно многослойно, имеет серьезный бэкграунд и в то же время открыто для эмоционального восприятия человека с любым уровнем подготовленности, общей эрудиции и эстетического развития.
Потому что его восприятие зависит не от набора знаний, а от эмоциональной открытости.
Фрэнсис Бэкон
Важна концепция, а не объект
«„Черный квадрат“ стал символом нигилистического отрицания культурного достояния — бремени, нажитого человечеством», — говорил автор одноименной картины Казимир Малевич, обнуливший историю живописи своим произведением и созданием супрематизма. Если в ренессансном понимании картина была окном в мир, что отражалось в пейзажной живописи, портретах, натюрмортах, изображении бытовых сцен — то есть реальности, — в 1915-м Малевич закрасил это окно черной краской. И тем самым обозначил конец прежней и начало новой эпохи в искусстве. «Я счастлив, что вырвался из инквизиторского застенка академизма», — заявил он, утверждая, что художник может быть творцом лишь тогда, когда формы его картин не имеют ничего общего с натурой.
«Когда я открыл для себя принцип реди-мейдов, я надеялся положить конец всему этому карнавалу эстетизма. Но неодадаисты используют реди-мейды, пытаясь отыскать в них эстетическую ценность. Я запустил им в физиономию сушилку и писсуар — как провокацию, — а они восторгаются их эстетической красотой», — прокомментировал современник Малевича дадаист Марсель Дюшан реакцию зрителей на выставленные им в разные годы экспонаты «Сушилка для бутылок» и «Фонтан» (писсуар с подписью “R. Mutt” (Р. Дурак).
С тех пор было немало сказано о том, как писсуар Дюшана стал ключевым событием в мировом арт-пространстве, навсегда изменив его, а само «произведение» — признано одним из самых интеллектуально увлекательных и сложных предметов искусства ХХ века. Почему? Потому что в данном случае важны идея и концепция, а не объект. Именно их дал Дюшан, вырвав из контекста обычную вещь и заявив, что это тоже искусство. Своим художественным высказыванием он объявил, что искусством может быть что угодно — его не стоит воспринимать слишком серьезно. И в этом он пошел дальше Малевича.
Представители contemporary art — художники, которые идут под знаменем Малевича и Дюшана, продолжая искать новые формы в искусстве, новый изобразительный язык, проницая актуальную реальность, экспериментируя и вдохновляя других своим творчеством. Среди них — Лучо Фонтана, ЖанМишель Баския, Кит Харинг, Дэмьен Херст.
Марсель Дюшан
— В начале пути я призываю всех (хотя многие отказываются) не поступать на конкретную программу: идеально сбалансированного курса, где все расскажут, не существует. Стоит обратить внимание на — начать можно с короткого курса MoMA и лекций про модернизм и постмодернизм от Уэслианского университета на Coursera.
Шаг 2. Начните с компромисса
Даже если Вы усвоили шаг 1, вряд ли Вы тут же полюбите того же Бэкона всей душой. Я сама до сих пор закрываю случайно открытую работу этого художника, зажмурив для надежности глаза.
Найдите компромисс. Есть современные художники, которые закладывают смысл в довольно эстетичной форме. Тот же Бэнкси делает это часто с изяществом. Ведь его девочка с шариком так хороша!
Бэнкси. Надежда всегда есть. 1991 г. Лондон
Таких современных художников довольно много в галерее Саатчи в Лондоне. Зайдите на ее сайт и наслаждайтесь canvas.saatchiart.com
Шаг 3. Узнайте художника
Биографии это хорошо, но лучше читать интервью художников. Так Вы сразу поймёте не только смысл работ, но и характер мастера. И тогда смотреть его произведения становится гораздо интереснее.
Возьмём, например, работы Recycle Group.
Recycle Group. Контейнер. Медитация. 2017 г. Фото из личного архива.
Их работы я поняла, лишь прочитав несколько интервью с художниками (о них я писала в соц. сетях).
И упражнение со звездочкой: Сходите на встречу с самим художником и задайте ему вопросы. Такие встречи часто организуют музеи, проводя персональные выставки. Как правило, художники охотно комментируют свои работы.
Например, немецкий современный художник Герхард Рихтер экспериментировал в своем творчестве с 1961 года и интерпретировал иначе формы, линии. Цитирую: «Я не следую никакой особой цели, системе и направлению, у меня нет программы, стиля или курса следования». Мыслил свободно, одним словом… Работал в стиле поп акт, абстракция, минимализм.
Вы хотите понять современное изобразительное искусство? А надо ли?
Как говорил великий Пабло Пикассо «Все пытаются понять живопись, почему они не пытаются понять пение птиц…». Поэтому, если вам выпало счастье попасть на выставку современного искусства, расслабьтесь и наслаждайтесь. Ведь среди разнообразных объектов современного творчества, картин и скульптур обязательно найдется то, что вас привлечет и зацепит, не требуя глубокого понимания. Тем более, что современные творцы пускаются на всякие хитрости, чтобы привлечь внимание зрителя.
Фрагмент из видео -обзора международной выставки в Монако
Например, сочетают различные материалы в своих работах, делая своеобразный микс или придумывают свои, авторские техники живописи. В общем, на любом таком мероприятии есть на что посмотреть, полюбоваться, удивиться, расширить свое сознание и приобрести колоссальный заряд энергии:)
Кто покупает современный арт? И вообще покупают ли?
Конечно, покупают! Несмотря на баснословную стоимость объектов современного искусства их приобретают коллекционеры. Может, вы и не заметили, но в настоящее время своеобразный бум коллекционирования! Есть любители, которые просто инвестируют средства в предметы современного арта, а есть и такие, которые собирают коллекции по велению души, формируя небольшие художественные галереи.
Возможно, и те, и другие думают, что спустя несколько десятков лет эти картины будут восхищать зрителя, а также значительно вырастут в цене. Вспомните, как это часто бывает с живописью известных художников. Эх, тут так легко промахнуться!
Современное изобразительное искусство на международной выставке в Каннах/2017
На фото фрагмент из видео- обзора выставки в Каннах, посмотреть видео можно тут
А еще есть и другие потенциальные покупатели, обычные любители искусства, мечтающие приобрести картину для своей модной гостиной, бизнес-центра, кафе или просто в подарок.
В 1970-х годах инсталляции стали находить себе место не только в музеях и художественных галереях, но и за их пределами. Этот значимый шаг на пути к слиянию человека и искусства совершил Ричард Серра (Richard Serra). Его черепичная дуга стала символическим произведением искусства.
И, конечно, нужно читать то, что есть под рукой, — не важно, с чего вы начнете. Наткнулись на Беньямина? Читайте его. Зонтаг? Хорошо. Гомбрих? Тоже подойдет. Перед тем как записываться на образовательную программу, нужно иметь четкое теоретическое представление о современном искусстве хотя бы через призму одного автора.
Искусство в роли развлечения
Понимание искусства требуется не всегда. С помощью него можно учиться, радоваться и двигаться. Так же думают и художники Эрнесто Нето (Ernesto Neto) и Томас Сарацено (Tomas Saraceno).
Они заставляют принимать участие в своих инсталляциях и быть их частью. Может быть, именно в объединении с искусством можно лучше его понять?
Искусство вне рамок
В 1970-х годах инсталляции стали находить себе место не только в музеях и художественных галереях, но и за их пределами. Этот значимый шаг на пути к слиянию человека и искусства совершил Ричард Серра (Richard Serra). Его черепичная дуга стала символическим произведением искусства.
А Симона Деккер (Simona Dekker) в 1999 году совершила еще более смелый шаг — она разместила жевательную резинку на улицах Венеции.