Ем друзей, ем подруг Почему люди продолжают пожирать человечину. Почему люди едят людей

Второй сокамерник, который стал свидетелем этого жуткого преступления, позже покончил с собой: он так и не смог оправиться от шока, который ему довелось пережить.

Сжевать и не переживать

Казалось бы, идея съесть ребенка — да что уж там, другого человека, — как минимум, странна. Но люди иногда едят детей, а если мы обратимся к другим животным, то увидим, что поедание потомства свойственно целой плеяде видов и встречается в самых разных систематических группах. Давайте разберемся, зачем кому-то иногда бывает нужно съесть ребенка.

Если вы пытались разводить хомячков, то могли наблюдать, как молодая мать пожирает свой выводок. Раз это регулярно встречается, значит оно чем-то выгодно. Но чем? Для начала разберемся, что же такое каннибализм и каким он бывает.

Каннибализм – это

В широком смысле, каннибализм – это одна из форм внутривидовой конкуренции, которую практикует более полутора тысячи видов животных. Сам термин, однако, изначально относился только к людям, поедающим других людей, и произошел от имени, которым жители Багамских островов называли обитателей Гаити до Колумба — «caniba». По другой версии, «caniba» – это племена карибу (караибов) с Малых Антильских островов, про которых ходили соответствующие легенды, впрочем, не подтвержденные.

Человек обращается к каннибализму ради выживания — примеры этого хорошо известны. Помимо этого существует и культурно обоснованный каннибализм, когда сам акт наделяется определенным смыслом: грубо говоря, «съешь врага, чтобы получить его силу». Есть также каннибализм, вызванный психическими отклонениями, но это уже совсем другая история.

Но вообще разновидностей каннибализма больше: это и сексуальный каннибализм, и каннибализм ради выживания, и внутриутробный (или зародышевый), и определяемый размерами, и сыновний каннибализм. Всем известный пример сексуального каннибализма – пауки и богомолы, когда самка поедает самца после спаривания, иногда даже во время. Самцы некоторых пауков, в свою очередь, стараются отвлечь внимание партнерши подарком и убежать, сделав свое дело.

Сексуальный каннибализм богомолов

Oliver Koemmerling / wikimedia commons

Все остальные разновидности каннибализма так или иначе связаны с поеданием детенышей — о них-то мы поговорим подробнее.

Интересный факт: фиджийские людоеды вовсе не животные — они едят столовыми приборами и коллекционируют редкие вещи оставшиеся после жертв. В музее археологии и антропологии Пенн вы можете найти примеры таких коллекций.

Как стать неуязвимым

«Я уже устал есть человечину», — так приветствовал стражей порядка гражданин ЮАР, явившись с повинной в один из полицейских участков города Эскорт (провинция Квазулу-Наталь на востоке страны) в конце августа 2017 года. Он попросил немедленно его арестовать. Ошарашенные инспекторы не поверили заявителю, и тогда он достал из сумки части женской ноги и руки. Он даже рассказал про дом в близлежащей деревне, где находятся его сообщники. Оперативники немедленно выехали на место и задержали троих обитателей неприметного жилища. Среди них были местный деревенский колдун и два его помощника. В хижине обнаружили фрагменты человеческих тел.

Статья по теме:  40 лучших зарубежных мелодрам последних лет. Что посмотреть из фильмов мелодрамы про любовь

Жилище современных людоедов / Twitter: @DasenThathiah

Обсудить случившееся собрался деревенский совет, пришли почти все местные жители. Почти половина присутствовавших признались: да, ели человечину, ее предлагал колдун-целитель. При опросе обитателей деревни выяснилось, что колдун также требовал от послушников раскапывать могилы на местном кладбище и приносить ему кости. Это, по словам целителя, должно было защитить общину от различных напастей, а в будущем принести богатство.

«Просто возмутительно, насколько наши люди легковерны. Большинство его послушников — обычные воришки, промышляющие угоном скота у соседей. Колдун обещал им, что может сделать их неуязвимыми для пуль, и полицейские не смогут их убить», — рассказал один из местных жителей. Теперь фальшивый волшебник и два его сообщника ждут суда.

Черная магия Черного континента Кто и зачем в Африке практикует ритуальные убийства детей и альбиносов

Черная магия Черного континента Кто и зачем в Африке практикует ритуальные убийства детей и альбиносов

Случаи каннибализма в ЮАР фиксируются нередко. В апреле этого года, например, в провинции Квантсила (Kwantsila) был убит четырехлетний мальчик. Он стал жертвой своего дяди: тот закусил племянником, приняв изрядную дозу наркотика.

Было бы ошибкой утверждать, что людоедство — удел темных деревенских обитателей. Многие подобные преступления происходят не в сельской местности, а в крупных и вполне цивилизованных городах. Так, четыре таких факта были зафиксированы в Йоханнесбурге, восемь — в Кейптауне, два — в Дурбане и один — в Претории. Что интересно, по местным законам людоедство как таковое не является уголовным преступлением. Виновных судят за убийство и надругательство над трупом.

Сэндвич с человечиной

Впрочем, поесть собратьев любят не только на юге Черного континента. В конце 2013-го — начале 2014-го в столице Центральноафриканской республики Банги шли столкновения на межрелигиозной почве: местные христиане в буквальном смысле слова охотились на мусульман.

Однажды несколько человек стали свидетелями жуткой сцены. «Из маршрутки вышел мусульманин, чтобы выпустить другого пассажира. Зайти обратно в салон ему уже было не суждено: его схватила толпа, кто-то начал залихватски орудовать мачете. Один из нападавших оторвал от несчастного кусок плоти, сбегал за хлебом и на глазах у всех стал уплетать свой «бутерброд». Многих, кто это видел, тут же стошнило, у других началась настоящая истерика», — рассказывал Жан-Сильвестр Чиа. Другой очевидец этой сцены, Ален Гбабобу, припомнил: пожилой мужчина схватил отрубленную голову убитого, бережно положил ее в пакет и пообещал угостить лакомством соседей.

Бесстрашные трупоеды В Индии до сих пор практикуется ритуальный каннибализм

В декабре 2012 года в городе Гома — столице провинции Северное Киву (Демократическая Республика Конго, ДРК) — участники одной из орудующих в регионе группировок казнили пять местных жителей, а их трупы сожгли. Как рассказал корреспондент одной из радиостанций, присутствовавший при расправе, ночью соплеменники казненных совершали вылазки за поджаренной человеческой плотью. «Такое происходит не в первый раз», — с ужасом поделился он.

«Просто возмутительно, насколько наши люди легковерны. Большинство его послушников — обычные воришки, промышляющие угоном скота у соседей. Колдун обещал им, что может сделать их неуязвимыми для пуль, и полицейские не смогут их убить», — рассказал один из местных жителей. Теперь фальшивый волшебник и два его сообщника ждут суда.

Кровь, кости и энергия племени

Каннибализм не всегда обращался на другие племена. Антропологи обнаружили существование эндоканнибализма, направленного на своих. Более того, именно он являлся основной формой поедания людей. Особенно это было распространено среди племен, проживающих в Бразилии и Перу.

Статья по теме:  Диета при повышенном сахаре в крови: продукты питания, меню для его снижения. Как снизить сахар в крови

Опасность быть съеденным представителями другого племени существовала среди индейцев на символическом уровне. Индейцы исконауа давали своим северным врагам имя пимиснахуа, «люди-каннибалы», и называли их в первую очередь кровопийцами. Кровь была важной метафорой: считалось, что в животе убийцы течет кровь его врага, как будто тот действительно ее выпил. По возвращении из военных походов воины племени матсес делали инъекции жабьего яда, чтобы извергнуть из себя кровь убитых. Амахуака для этой же цели тщательно мылись, а кашинахуа избегали мяса и ели много перца чили в качестве рвотного средства.

Антрополог Филипп Эриксон иллюстрирует отношение племени матсес к крови историей подростка по имени Мена. Во время прогулки он подобрал патроны некого Педро, убитого 15 лет назад. Несмотря на большую ценность, до этого патроны никто не забирал — на них осталась кровь: убийца испанца настаивал, что пролил слишком много крови, поэтому дух цуси Педро бродит по окрестным лесам.

За 15 лет кровь высохла, поэтому Мена осмелился забрать патроны себе. Вечером он пожаловался на головную боль, пролежал неделю в лихорадке, а затем умер. Для племени не было сомнений, что Мену настигла месть цуси Педро.

Кровь несет дух чужого тела, поэтому матсес старались убивать животных бескровно и ни в коем случае не есть тех, чья смерть была слишком кровавой, — иначе можно было столкнуться с тлетворным влиянием дурного духа.

Однако иногда индейцы пано поглощали человеческую кровь — но только родственников, и не ради утоления голода, а чтобы избавить их от излишней кровопотери в результате травмы или ранения.

Может быть интересно

Среди индейцев амахуака, кашинахуа и кашибо была распространена такая практика: кости погибшего дробили и добавляли в еду, чтобы легче усваивались. Мертвецы символически сохранялись внутри племени. Другой исход считался несчастливым. Для индейцев это была игра на опережение. Пока вражеский шаман не добрался до мертвого соплеменника и не увеличил собственное могущество чужой энергией, нужно сохранить ее для собственных нужд.

Старый амахуака рассказывал антропологам, что развеять пепел у реки — плохое действие, потому что мертвые будут съедены рыбой, которая может и не оказаться в местном меню. В текстах о древних майоруна старик оплакивает перспективу быть похороненным и достаться червям, а не соплеменникам. Матсес наказывали сбежавших пленников даже не убийством — его тело выбрасывали стервятникам.

Мертвецы для индейцев, конечно, опасны, но еще опаснее отдавать их энергию своим врагам. Не зря многие поедали именно кости, которые для них были символом роста. У племени матсес слово wishpo «кость» также обозначало нарезку маниоки, важного гастрономического ресурса Амазонии. Так для некоторых племен каннибализм становился самоцелью, а не средством мести.

Статья по теме:  5 фильмов о жизни в очень больших семьях. Очередь в ванную и битва многодетных отцов. Фильм где много детей в семье

Большинство индейских племен были военно-агрессивными, постоянные битвы формировали их социальность. Однако существовали племена и по типу матсес, которые отказались от насилия. Вместе с войной в прошлое ушел и каннибализм, так как поедание трупов отрицало саму возможность победы врага.

Самый известный пример инфантицида среди млекопитающих – львы. А вот инфантицид, заканчивающийся каннибализмом задокументирован для длинномордых тюленей Halychoerus grypus.

Фиджи

​Важно знать: 7 стран, в которых практикуют каннибализм

Ранее известный как «Остров каннибалов». До сих пор местные жители не могут навести порядок, и все еще находятся те, кто ест человечину, однако не всю, а только вражеских племен.

Почему они едят людей? Это ритуал мести.

Интересный факт: фиджийские людоеды вовсе не животные — они едят столовыми приборами и коллекционируют редкие вещи, оставшиеся от жертв. В музее археологии и антропологии Пенсильванского университета вы можете найти примеры таких коллекций.

Бразилия

​Важно знать: 7 стран, в которых практикуют каннибализм

Племя вари ело благочестивых и религиозных мертвецов до 1960 года, а после некие государственные миссионеры вырезали почти все племя. Тем не менее уровень бедности в трущобах Олинды с 1994 года запредельно высокий, и все еще случаются всплески каннибализма.

Почему они едят людей? Бедность и голод.

Интересный факт: В 2012 году появились сведения исследователей, которые опрашивали местных жителей, и те утверждали, что слышат голоса, которые говорят им убить того или иного человека.

Когда строжайшее взыскивают за каждый проступок с другого человека и постоянно оправдывают самого себя; когда ставят высочайшую планку для другого и снижают для себя – это и есть поедание людей.

Каннибал из Руана

Летом 2010 года к 30 годам тюрьмы за убийство и каннибализм приговорили француза Николя Кокейна. В момент совершения преступления мужчина сидел в тюрьме за попытку изнасилования. 2 января 2007-го он повздорил с одним из двух сокамерников: Кокейну показалось, что тот плохо убрался в помещении. За это он избил своего соседа до потери сознания, затем вскрыл ему грудную клетку, чтобы съесть сердце, но потом передумал, вырезал кусок легкого и съел его, приправив большим количеством специй. На гарнир у него был рис.

Позже один из экспертов по делу рассказал на суде, что жертва была жива, когда убийца вскрывал грудную клетку: «Исследования показали, что сердце жертвы все еще билось, и он все еще дышал, когда это произошло». Во время следствия Кокейн пояснил, что хотел «забрать душу» своей жертвы. Это заявление вызвало сомнение в психическом здоровье обвиняемого, однако врачи признали его вменяемым.

Второй сокамерник, который стал свидетелем этого жуткого преступления, позже покончил с собой: он так и не смог оправиться от шока, который ему довелось пережить.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оцените статью
РесницаМания