В 1995 году фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем» получил премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Это был первый российский фильм, получивший эту кинопремию. 5-tv.ru вспоминает, какие еще советские и российские фильмы получили статуэтку американских кинокритиков.
Какие советские и российские фильмы получили «Оскар»: 5 главных картин
25-минутный документальный фильм «Выход» Максима и Евгении Арбугаевых номинирован на премию «Оскар» в 2023 году. Фильм номинирован на премию «Лучший короткометражный документальный фильм». Мы решили отметить советские и современные фильмы, получившие Почетную премию.
«Война и мир»
Сергей Бондарчук был удостоен «Оскара» в 1968 году. Его экранизация классического романа Льва Толстого до сих пор считается одной из лучших. Неудивительно: в те годы фильм посмотрели почти 60 миллионов зрителей, и он стал зрелищем невиданных по советским меркам масштабов. Сергей Бондарчук снимал свой шедевр около семи лет и потратил на постановку нереально большие суммы. В батальных сценах использовалось 200 пушек, 100 000 орудий, 20 тонн взрывчатки и 15 000 дымовых гранат. Фильм стал первым лауреатом кинопремии Советского Союза в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Однако «Война и мир» — не первый советский фильм, получивший «Оскар» в принципе. До этого был документальный фильм «Разгром немецких войск в Москве», который получил статуэтку в другой номинации.
«Дерсу Узала»
Играя роль этнографа Юрия Соломина, Максим Мунчук сыграл Дерсу Узала.
Фильм получил две статуэтки, но Советский Союз взял только одну. Фильм был наполовину японским и наполовину советским, и обе страны получили «Оскара». Режиссером фильма стал знаменитый Акира Куросава. История рассказывает об этнографе Владимире Арсеньеве и его приключениях в тайге с местным охотником Дерсу Узала.
Разгром немецких войск под Москвой (Оскар 1943 года)
Отечественный фильм впервые получил премию «Оскар» в 1943 году. Награда досталась документальному фильму «Разгром немецких войск под Москвой». В ноябре 1941 года, когда битва только началась, Сталин поручил 15 кинооператорам снять роковую для страны битву. Ночью режиссеры Леонид Варламов и Илья Копалин обсудили с операторами график работы на следующий день, а утром машина привезла кинематографистов на фронт. Съемки проходили в сложнейших условиях, при 30 градусах мороза. Оборудование было заблокировано снегом, руки замерзли. Не все операторы выжили во время съемок.
Сама студия превратилась в казарму. Но кинематографисты добились своего — фильм вышел на экраны 23 февраля 1942 года. Год спустя фильм получил премию «Оскар» за лучший документальный фильм. Сегодня фильм является бесценным историческим документом о важном событии Второй мировой войны.
Война и мир (Оскар 1969 года)
«Война и мир» — важнейшее произведение русской литературы. Поэтому неудивительно, что власти не пожалели сил на экранизацию романа Толстого. Процесс проходил под непосредственным контролем Министерства культуры. Задача перед нами стояла невероятно сложная и ответственная — экранизация классического русского романа, любимого многими поколениями.
В результате под руководством Сергея Бондарчука был снят поистине эпический фильм. Съемки растянулись на долгих шесть лет. Режиссеру удалось воссоздать как масштабные батальные сцены с тысячами статистов, так и роскошные танцы того времени. Реализация замысла Бондарчука потребовала и технических новшеств. Например, Бородинское сражение снималось камерой, закрепленной на канате высотой 120 метров.
Большое внимание было уделено и атмосфере танцев. Анна Книппер-Тимирева, общая жена Колчака, выступала в качестве консультанта по этикету. Музеи со всей страны предоставили реквизит для съемок. На роль Наташи Ростовой Бондарчук рассматривал Анастасию Вертинскую, Людмилу Гурченко и Наталью Фатееву, но в итоге остановился на Людмиле Савельевой. Первый танец был снят оператором Анатолием Петрицким на роликовых коньках, чтобы как можно лучше передать атмосферу события. Фильм стал культурным событием. Одни хвалили Бондарчука за чуткое отношение к злободневным событиям, другие критиковали за слишком точное следование тексту романа. Но фильм получил множество наград, включая «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Эта статуэтка досталась Людмиле Савельевой, поскольку сам Бодарчук был занят в другом фильме.
Дерсу Узала (Оскар 1976 года)
Этот фильм был совместным проектом советских и японских кинематографистов. Режиссером фильма выступил Акира Куросава, а в главных ролях снялись Виталий Соломин и Максим Мунчук. Литературной основой фильма стали произведения Владимира Арсеньева, ученого и исследователя Дальнего Востока. Японцы и русские, люди с совершенно разными культурами и менталитетами, должны были работать в одной команде. Иногда это оказывалось странным, но чаще всего это просто оказывалось сложным в работе.
Режиссером фильма стал Акира Куросава, который тщательно перестраивал хижину из-за кривых стволов или развешивал на деревьях опавшие за ночь листья, чтобы получить лучшую картинку. Это был первый фильм, снятый на иностранном языке. Фильм получил премию «Оскар» в этой категории в 1976 году. Но «Дерса Узала» и его актеры также получили награды во многих других странах: Франции, Перу, Италии, Испании и Финляндии.
Статистика
Первой советской номинацией на «Оскар» стал фильм «Разгром немецких войск под Москвой» режиссеров Леонида Варламова и Ильи Копалина. Этот фильм стал одним из четырех победителей в номинации «Лучший документальный фильм» в 1942 году. В категории «Лучший фильм на иностранном языке» было номинировано девять советских и семь российских фильмов, четыре из которых получили приз. В категории «Лучший анимационный короткометражный фильм» была одна советская и пять российских номинаций (один фильм-победитель).
Две советские работы были номинированы в категории «Лучшая документальная короткометражка»: «Жизнь в зоопарке» (1947, режиссер Арткино) и «Воспоминания о Павловске» (1985, режиссер Ирина Калинина).
Один раз советский фильм был номинирован в категории «Лучшая партитура» — за оперу Веры Строевой «Хованщина» по произведению Модеста Мусоргского (1962).
Номинанты в категории «Лучший фильм на иностранном языке»
Первой советской номинацией (и первым призом) в категории «Лучший фильм на иностранном языке» в 1969 году стал фильм Сергея Бондарчука «Война и мир», эпопея по роману Льва Толстого.
Год спустя, в 1970 году, второе место занял фильм Ивана Пирева «Братья Карамазовы», трехсерийный фильм по роману Федора Достоевского.
Среди советских номинантов также были:
— «Чайковский» режиссера Игоря Таланкина (1972),
— «. Рассвет здесь тихий» Станислава Ростоцкого (1973),
— Дерсу Узала» Акиры Куросавы (1976, совместное производство СССР и Японии, вторая советская кинопремия),
— «Белый Бим, черное ухо» Станислава Ростоцкого (1979),
— «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (1981, третий советский фильм, удостоенный премии),
— Частная жизнь Юрия Рызмана (1983),
— Военный романс Петра Тодоровского (1985).
После распада Советского Союза первой российской номинацией стал фильм Никиты Михалкова «Урга — территория любви» (1993). В 1995 году его фильм «Утомленные солнцем» также был номинирован и получил награду. Впоследствии номинировались фильмы из России:
— «Кавказская пленница» (1997) Сергея Бондрова,
— «Вор» Павла Чухрая (1998),
— 12 (2008) Никиты Михалкова,
— Левиафан» (2015) и «Нелюбимая» (2018) Андрея Звягинцева.
Номинанты в категории «Лучший короткометражный анимационный фильм»
В 1990 году советский мультфильм «Корова», созданный на Свердловской киностудии режиссером Александром Петровым, был номинирован на премию «Оскар» в категории «Лучший анимационный короткометражный фильм». Впоследствии были номинированы еще три фильма Петрова, созданные в технике витража: Русалка (1998), Старик и море (1999, победивший в номинации) и Моя любовь (2008).
В 2009 году анимационный короткометражный фильм «Ванная история — история любви» российского режиссера Константина Бронзита был номинирован на премию «Оскар». В 2016 году на премию был номинирован еще один его фильм «Мы не можем жить без космоса».
«Москва слезам не верит» в 1980-м
При скромном бюджете в 550 000 рупий фильм «Москва слезам не верит» было снять непросто. Режиссер Владимир Меньшов сомневался в сценарии фильма еще на стадии производства и не хотел снимать мелодраму. Его привлек момент, когда Катерина засыпает и просыпается спустя двадцать лет. Ирина Купченко и Анастасия Вертинская отказались от ролей в фильме, жена Меньшова Вера Алентова тоже не была в восторге от сценария, но согласилась сыграть роль амбициозной работницы фабрики. Галина Польских отказалась от роли Антонины, а Инна Макарова и Клара Лучко не захотели играть мать Рудольфа.
Вера Алентова и Владимир Меньшов. Фото: Галина Кмит / РИА Новости
Российские зрители сначала не оценили фильм, но в США они были в восторге от истории жизни Катерины. В 1980 году Владимир Меньшов получил премию «Оскар», но не смог присутствовать на церемонии. О награде он узнал из программы «Время», а статуэтку ему вручил посол СССР в США. Только через восемь лет Меньшов смог получить свой «Оскар»!
«Утомленные солнцем» в 1995-м
Фильм Никиты Михалкова рассказывает о семье, пережившей Октябрьскую революцию и Первую мировую войну и подвергшейся массовому политическому гнету. По словам Михалкова, он и его команда приложили много усилий для съемок. Они использовали листья, чтобы имитировать летний день холодной осенью. А актеры полоскали рот холодной водой, чтобы при разговоре изо рта не шел пар. Зрители и критики высоко оценили фильм. Поскольку фильм не был переведен на кассеты, академики не могли посмотреть его дома, а вынуждены были идти в кинотеатр.
Никита Михалков с дочерью Надеждой. Фото.
В интервью Михалков отметил, что «Утомленные солнцем» — не только четвертый фильм, получивший статуэтку, но и первый российский. Ведь ранее награду получали советские фильмы.
«Старик и море» в 2000-м
Аниматор Александр Петров трижды номинировался на «Оскар». «Корова», «Русалка» и «Моя любовь» были номинированы, но Американская киноакадемия присудила приз анимационному фильму «Старик и море» по пьесе Эрнеста Хемингуэя.
Художник-мультипликатор Александр Петров. Фото.
Решающим фактором выбора стала редкая техника анимации, которую Петров использует в своих работах. Это пальцевая живопись — художник не использует кисти, а рисует пальцами на белом матовом стекле. Чтобы создать изображение, он рисует одну картину, затем стирает ее и создает новую. Для 20-минутного анимационного фильма Петров нарисовал 29 000 картинок.